Электронные торги предоставляют больше возможностей
Сегодня в нашей стране электронные торги и госзакупки только начинают зарождаться, поэтому не лишним будет воспользоваться опытом зарубежных стран.
Во многих европейских странах практика госзакупок посредством электронных тендеров действует уже много лет. И следует заметить, что такая практика имеет много общего с Федеральным законом, регламентирующим их проведение.
В число таких сходных элементов входит также и аудитория, на которую распространяются требования закона. В большинстве случаев, это бюджетные и муниципальные учреждения, которые правительство обязывает осуществлять госзакупки только на тех электронных площадках, которые аккредитованы государством. Но в России количество таких площадок не достигает и десятка. Электронные торги предусматривают проведение открытых аукционов путем выставления лотов. Проведение таких торгов обеспечивается оператором или владельцем торговой площадки на специальном интернет-сайте. При этом у всех участников должны быть эцп.
И в последнее время очень многие организации предпочитают осуществлять госзакупки через электронные торги. Сегодня делать это намного проще, чем, к примеру, еще лет пять назад, когда в некоторых регионах страны доступ к интернету был ограничен, а кое-где его вообще не было.
Более того, когда в нашей стране стартовала данная программа, пришлось столкнуться и с техническими трудностями. Дело в том, что сайты попросту не выдерживали возросшей нагрузки. К тому же бюджетным и муниципальным организациям, которые ранее с подобными аукционами не сталкивались, пришлось перестраивать свою деятельность, сообразуя ее с новыми требованиями и условиями.
Основываясь на опыте западных стран, не мешало бы более ответственно подойти к обучению будущих участников и представителей государственных организаций основам и правилам ведения аукционов.
Такое обучение – дело непростое, усложняющееся стереотипами мышления. Следовательно, неплохо было бы создать специальную структуру, специалисты которой оказывали бы всестороннюю помощь представителям бюджетных организаций в обучении.
В принципе, можно даже не только в обучении, а заключать договора на непосредственное участие в электронных тогах и осуществлении госзакупок.
Таким образом, дело упрощается и очень сильно – организации, желающей принять участие в госзакупке, но не имеющей возможности это сделать по причине некомпетентности сотрудников, достаточно заключить договор со специализированной компании и уполномочить ее от своего имени участвовать в аукционе.
Следует заметить, что ведение электронных торгов – дело выгодное для всех, а не только для владельцев площадок. Например, отечественным поставщикам открывается возможность осуществлять госзакупки.
При этом отпадает необходимость в расходе лишних денег и времени на оплату командировок в разные концы страны, как это было ранее – торговаться и договариваться теперь можно с кем угодно, даже не покидая рабочего кабинета. В это же время снижение расходов благотворно скажется и на обеспечении исполнения контракта – их стоимость упадет.
Поэтому можно говорить о том, что электронные торги и госзакупки будут выгодными и для самого государства, поскольку вырастет конкуренция среди поставщиков. К тому же доступ к электронным площадкам существенно расширит количество и возможности предприятий-участников и частных предпринимателей. Данная процедура позволит расширить рынки сбыта и увеличить оборот предприятий.